«Википедия» даёт следующее определение:
«Антиамерикани́зм — отрицательное отношение к политике, культуре и населению Соединённых Штатов Америки. Впервые термин антиамериканизм был употреблён в 1948 году во Франции1, с тех пор различные аспекты внутри- и внешнеполитической деятельности, а также культуры США нередко подвергались фундаментальной критике. Однако, так как это происходило в разных контекстах и критика высказывалась исходя из широкого спектра политических и религиозных мировоззрений, нельзя говорить о едином антиамериканском течении или единой идеологии.
В ряде случаев антиамериканизм выражается прежде всего в негативном отношении к внешней (а иногда и внутренней) политике США, а не к самому американскому народу или его культуре (…)
В докладе директора американского Национального совета по разведке (National Intelligence Council) Томаса Фингара «Глобальные тренды 2025» (2008) отмечается, что недовольство политикой США в мире настолько велико, что любая американская идея по международной повестке дня дискредитирована заранее — уже только тем, что она американская. (…)
“Грубый и озлобленный антиамериканизм, невиданный с 1970-х годов, пропитал политику Кремля и эфир государственных телеканалов”, — отмечает в статье 2014 года Дэвид Ремник» (ссылки на другие источники нами при цитировании опущены).
Если поискать в интернете статьи на тему «антиамериканизма», то в большинстве случаев в них «антиамериканизм» порицается как разновидность ничем не мотивированной ксенофобии, либо так или иначе даётся понять, что в «антиамериканизме» выражается зависть неудачников и лентяев к США, успешным — в силу предприимчивости и трудолюбия их населения.
Тем не менее, государства разных регионов планеты, сталкиваясь с невозможностью реализовать в сотрудничестве с США и подвластными им криптоколониями интересы собственного общественно-экономического развития, разрешить унаследованные от прошлого социокультурные, экономические и экологические проблемы, находят, что политика США лицемерна и лжива; что помощи в разрешении местных социокультурных, экономических и экологических проблем со стороны США нет, либо она теряется на фоне наносимого США существенно большего по размерам ущерба, а государства в результате такого сотрудничества становятся криптоколониями США. Последнее и есть суть глобализации по-западному.
Общества, в которых недовольство глобализацией по-западному — достаточно весомый политический фактор, чтобы его учитывала их правящая «элита», — наши потенциальные союзники. Т.е., состояние глобальной цивилизации изменилось с тех времён, когда император Александр III совершенно правильно утверждал: «Во всём свете у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас»2. Для реализации этого потенциала требуется исполнить то, о чём А.С.Хомяков писал ещё в 1839 г. в стихотворении «России»3:

Твоё, всё то, чем дух святится,
В чём сердцу слышен глас небес,
В чём жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!…
О, вспомни свой удел высокий,
Былое в сердце воскреси
И в нём сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему — и все народы,
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!

Поскольку США своим лицемерием, ложью и политикой эксплуатации «достают» на планете повсеместно всех, то пострадавшие государства начинают группироваться в блоки (в смысле определения блока в работе ВП СССР «Мёртвая вода»). В процессе создания такого рода блоков, включающих в себя государства разных континентов, — общим стартовым идейным капиталом является более или менее ярко выраженный «антиамериканизм», возбуждённый во всех обществах ничем иным, как политикой США. Этот «антиамериканизм» большей частью эмоциональный, т.е. это просто неприятие политики США без широты и детальности её осмысления и выработки альтернативной концепции глобальной политики.
Это неприятие глобализации по-западному рядом государств выразилось в создании ЕврАзЭС, ШОС, БРИКС, Таможенного союза и т.п. К деятельности этих организаций ряд других государств проявляют интерес в настоящем, а в будущем они будут готовы присоединиться к ним при условии, что эти организации докажут свою эффективность на практике, изменив качество жизни своего населения в лучшую строну и успешно решая региональные и глобальные экологические проблемы. Это касается также и государств нынешнего Евросоюза, поскольку население стран его участников не в восторге от воздействия финансово-экономического кризиса 2008 и последующих годов на качество его жизни.
Вопрос о Евросоюзе в этом контексте нуждается в пояснении.
Евросоюз возник как выражение специфически европейского «антиамериканизма». Специфика его не в том, чтобы воплотить в жизнь альтернативные американским системообразующие принципы социальной организации и управления, а в притязаниях объединённой Европы на статус лидера в региональной цивилизации Запада (что эквивалентно лишению этого статуса США), и соответственно — в притязаниях на лидерство в цивилизационном развитии человечества. Эти претензии оказались несбыточными потому, что политики Евросоюза, действуя на основе общезападной «economics» (экономической теории) и общезападных традиций не смогли построить надгосударственную кредитно-финансовую систему на основе евро на принципах, обеспечивающих более высокие показатели функциональности макроэкономической системы объединённой Европы, нежели трансрегиональной макроэкономической системы основанной на долларе. Если принципы обращения доллара и евро в общем-то идентичны, то шансов на успех Евросоюз не имеет до тех пор, пока долларовая система не будет обрушена, а сам он ни обрушить, ни опустить доллар не в состоянии (для этого необходимо иное идейное обеспечение, не либерализм), но евро является помехой доллару.
Но в перспективе стартовый при создании блоков антиамериканизм должен выразиться в блоковой концепции глобализации, альтернативной библейскому проекту порабощения человечества, поскольку нигилизм (в том числе и в версии антиамериканизма) не может быть созидательным фактором: для созидания необходимо знать не «чего не хочешь» (в данном случае — действительные и потенциальные участники БРИКС, ЕврАзЭС, ШОС не хотят жить под диктатом США и их хозяев), а «чего именно хочешь и как это желание воплотить в жизнь». Если альтернативной концепции глобализации блокового характера государства блоков не выработают и не будут проводить её в жизнь, то блоковые проекты рухнут, поскольку все их общества заражены конгломератным буржуазным либерализмом и он заполнит собой пустоту в пространстве идей организации жизни общества. Однако альтернатива есть и она пролагает себе дорогу в жизнь: см. Заключение.

1 Другие источники возводят возникновение «антиамериканизма» ко временам «отцов-основателей» США, приводя соответствующие высказывания европейских политиков и писателей.

2 Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. Гл. 5. Интернет-публикация: http://tzarskiy-khram.narod.ru/velk1.html.

 

 

Copyright © 2013 M.Ig.
All Rights Reserved