В общем, сожалеть о поражениях и социальных катастрофах, которые имели место в прошлом, и фантазировать на тему, как их можно было бы избежать, — это естественно для интересующихся историей детей в подростковом возрасте. Но взрослые должны быть свободны от такого рода фантазий, поскольку должны понимать, что подвластность им чревата большими — «долгоиграющими» бедствиями. И для того, чтобы быть свободным от воздействия «историков альтернативщиков» на наше будущее, необходимо понимать, как действительно имевшая место история связана с разного рода представлениями о ней.
Действительно имевшая место история в её полноте и детальности — это совокупность биографий во всех их деталях всех без исключения людей, когда-либо живших на Земле.
Соответственно неизбежны различия в осознании истории на основе религиозного и атеистического миропонимания.


В религиозном миропонимании история в указанном смысле известна только Богу.

В атеистическом миропонимании история в указанном смысле неизвестна никому.

Соответственно при любом способе миропонимания концепции исторического прошлого, порождаемые исторической наукой, всегда — те или иные выборки событий из действительной истории в её полноте и детальности, которым сопутствует некоторое количество ошибок и заведомого фальсификата как в аспекте достоверности самих фактов, привлекаемых к обоснованию соответствующей концепции исторического прошлого1, так и в аспекте установления их причинно-следственных взаимосвязей.

В религиозном миропонимании Бог — не только создатель Мироздания и человечества, но и иерархически наивысший управленец жизнью Мироздания и человечества: т.е. Его воле так или иначе подчинены все процессы самоуправления в Мироздании, включая текущую политику всех эпох, которая, уходя в прошлое, становится историей. Вопрос только в том, какие именно жизненные процессы скрываются за словами «так или иначе подчинены» в предшествующей фразе.

В атеистическом миропонимании Бог не существует, и соответственно управление течением глобального исторического процесса — это вздор, а реально имеющее место в истории управление ограничивается государственным управлением в пределах юрисдикции государств и в их экспансии, выражающейся во внешней политике каждого из них, а также — в политике построения союзов и блоков разных государств.

Соответственно в религиозном миропонимании этика не локализована в пределах человеческого общества, и некие нравственно обусловленные этические принципы выражают себя в Божьем воздействии на течение политики, которая становится достоянием истории. В действиях же всех людей, включая и политиков прошлого и настоящего, выражается их нравственно обусловленная свобода выбора намерений и действий по их воплощению в жизнь. Вследствие этого политика течёт двумя потоками: в аспекте попущения Божиего людям ошибаться, и в аспекте творения людьми милости Божией.

В атеистическом миропонимании этика локализована в пределах человечества и вариативно-произвольна, что выражается в культурном своеобразии народов и региональных цивилизаций. В конкуренции культур, как показывает история, выживают сильнейшие, и соответственно жизненно состоятельна та этика, которая порождает силу (в предельно общем значении термина «сила»), способную преодолеть противодействие геополитических конкурентов.

Бог не искореняет праведности, соответственно неправедным в перспективе осуществления избранной политической линии успехи либо не светят вообще, либо успехам будут сопутствовать побочные результаты, обесценивающие сам успех: пример первого — крах третьего рейха, пример второго — крах Британской империи в результате организованной ею второй мировой войны ХХ  века. История подтверждает принцип: «Не в силе Бог, а в Правде».

Но история знает случаи, когда заведомо «сильным» почему-то беспричинно не везло, но это в атеистическом миропонимании — результат игры слепого случая, а не следствие каких-либо нравственно-этических пороков, свойственных носителям заведомого превосходства в «силе».

В религиозном миропонимании один из аспектов деятельности исторической науки и политологии — это познание людьми предопределённых Богом целей развития человечества и этически допустимых путей их достижения. Вся же известная и потенциально выявляемая фактология истории — должна осмысляться именно в аспекте того, какая нравственность и этика поддерживались Свыше, а какие оказывались жизненно несостоятельными и погибали в результате попущения Божиего.

В атеистическом миропонимании задача исторической науки — узнать побольше фактов, создавать фальсификаты фактов с целью возведения в ранг праведности «силы» заказчиков того или иного исторического мифа — концепции исторического прошлого: «Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным» (Премудрость Соломона, гл. 2:11).

Поскольку движущей силой истории является психодинамика культурно своеобразных обществ, а её алгоритмика и взаимоотношения с Вседрежительностью Божией обусловлены нравственностью людей, то историческое прошлое действительно могло бы быть иным, если бы в прошлом была иная нравственность и иные статистические распределения населения по номенклатуре психотипов.
Соответственно то или иное «сослагательное наклонение истории» могло бы реализоваться (т.е. реализовались бы иные объективно имевшиеся возможности течения исторического процесса), если бы в прошлых поколениях люди подумали о целях Промысла Божиего и о соответствии своих нравов, намерений и этики этим целям и приложили бы волю к тому, чтобы ликвидировать несоответствие: «С сего времени Царствие Божие благовествуется и всякий усилием входит в него» (Лука, 16:16); «Бог не меняет того, что происходит с людьми, покуда люди сами не переменят своих помыслов» (Коран, 13:11); «Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности»2 (В.О.Ключевский).
Носители субкультур «альтернативной истории» не понимают этой простой историко-политической закономерности. В частности, для того, чтобы Россия победила в русско-японской войне, как минимум за 50 лет до этого в России должны были стать господствующими иные нравственность и этика — более близкие к праведности, чем те, что сложились реально в историческом прошлом в эпоху культа холопско-господской этики крепостничества. В этом случае психодинамика общества Российской империи породила бы иную политику, иные по организации и техническому оснащению вооружённые силы, и в случае нападения Японии при тех нравах и этике, что были свойственны Японской империи в ту эпоху, Япония была бы разгромлена; либо войны вообще бы не было.
Но приверженцы «альтернативной истории»3, игнорируя эту закономерность, переносят свой демонизм, вооружённый достоверными знаниями и иллюзиями нашей эпохи, в событийный контекст прошлых эпох и побеждают в битвах и войнах, которые в исторической действительности не могли свершиться иначе вследствие объективности психодинамики, созданной к их началу прошлыми поколениями, и небезучастности Бога к тому, что и как происходит на Земле. Пока они занимаются этим интеллектуальным онанизмом, кто-то другой формирует психодинамику общества (её алгоритмику и информационное насыщение) и тем самым программирует будущее. А приверженцы интеллектуального онанизма в формах субкультуры «альтернативной истории» имеют шансы стать жертвами этой психодинамики, как это произошло на Украине, если не образумятся и не обратятся к познанию причинно-следственных связей (в том числе и внесоциальных — религиозных и ноосферных — нравственно-этических), которые имели место в реальном историческом прошлом.


Внутренний Предиктор СССР
26 — 29 июля 2015 г.

1 Вопрос о состоятельности концепций исторического прошлого в материалах Концепции общественной безопасности рассмотрен в работах «Мёртвая вода», «Провидение не алгебра…», «Основы социологии».

2 Т.е. повторяемость в сходных условиях (обстоятельствах) сюжетов течения истории обусловлена неизменяющейся духовностью (алгоритмикой психодинамики) общества.

3 «Альтернативная история» в смысле развития методологии исторической науки и очищение истории (как знания о прошлом) от ошибок и заведомой лжи — это другое направление общественной деятельности и другая тема.

 

 

Copyright © 2013 M.Ig.
All Rights Reserved